УТВЕРЖДАЮ

Ректор МОУ МИЖ

____________Н.  Н. Притыко

____________ 2012 год

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ школа №2

____________ В.И. Бондарева

___________ 2012 год

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой «Прикладная информатика»

________________К.В.Сомик

________________2012 год

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель ГМО учителей информатики г. Жуковского

________________ Л.И. Щербакова

______________2012 год

                                                                                                                                                  

 

 

 

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ»

для класса с информационно – технологическим профилем.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

г. Жуковского

2012-2013 учебный год

 

 

 

 

Программу разработал

учитель информатики

 МОУ школа №2 гуковского

Куликова Е.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 


поЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  к рабочей программе

профильного общеобразовательного предмета

 «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

 (4 часа в неделю. 136 часов – 10 класс, 134 часа – 11класс в учебном году.)

 

Информационно - технологический профиль

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса в МОУ школа №2 гуковского, определяет набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на

достижение следующих целей:

·          освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

·          овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

·          развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

·          воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

·          выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

 

Учебный план класса с информационно-технологическим профилем включает в себя учебные предметы «Информатика и ИКТ» и «Технология».

Программа по предмету «Информатика и ИКТ» включает в себя следующие разделы из обязательного минимума содержания образования по информатике:

·       Информация и информационные процессы-4 часа.

·       Представление и кодирование информации -18 часов.

·       Алгоритм, его свойства,  базовые алгоритмические структуры. Создание компьютерных программ  -114 часов в 10 классе и 86 часов в 11 классе.

·       Применение компьютера – 16 часов.

·       Основы логики  и  логические основы ЭВМ – 22 часов.

·       Моделирование и формализация. Информатизация общества – 8 часов.

Как видно из распределения часов, основная часть времени отводится на освоение основ алгоритмического программирования. Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальный язык блок-схем и алгоритмический язык QBASIC. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Цель представленной программы – научить обучающихся создавать задачи пройдя все основные этапы разработки от обследования и постановки задачи до тестирования и сдачи задачи в опытную эксплуатации. Зачётная задачи по третьему разделу – обучающая программа по любому из школьных курсов. Многолетний опыт автора представленной учебной программы показал, что углублённое освоение компьютерного алгоритмического программирования и создание программных проектов  являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать разработку значимых для школьников задач.

Все темы раздела «Информационные технологии»  обязательного минимума по информатике изучаются на уроках предмета «Технология» и дополнительно  на занятиях элективных курсов.


 

Тематическое планирование

учебного материала

по предмету «Информатика и ИКТ»

 

10 класс (136 часа)

 

№№

ТЕМА

ЧАСЫ

ДАТА

 

 

Информация  и информационные процессы

 

I

1

Вещество, энергия, информация - основные понятия науки.

Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации.

2

4.09

2

Информационные основы процессов управления. Информационная культура человека. Информационное общество.

2

6.09

 

 Представление и кодирование информации.

 

 

3

Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная форма представления информации. Вероятностный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации.

2

11.09

5

Представление числовой информации в различных системах счисления. Позиционные системы счисления. Основные определения

2

13.09

6

Перевод целых чисел из одной позиционной системы в другую.

2

18.09

7

Перевод правильных дробей из одной позиционной системы в другую.

2

20.09

8

Перевод смешанных дробей из одной системы в другую.

2

25.09

9

Перевод смешанных дробей в систему с основанием, являющемся степенью 2 (2псс,8псс,16псс).

2

27.09

10

Арифметические действия в различных позиционных системах счисления.

6

2.10

4.10

9.10

11

Двоичное кодирование  символьной информации в компьютере.

2

11.10

12

Аналоговый и дискретный способы представления информации. Двоичное  кодирование графической и звуковой информации.

2

16.10

 

Контрольная работа №1 по теме «Представление и кодирование информации».

2

18.10

13

Работа над ошибками контрольной работы №1.

1

23.10

14

Формы  записи  числовых данных.

Естественная форма записи чисел.

1

23.10

15

Форматы целых чисел. Шестнадцатеричная запись форматов целых чисел.

Преимущества и недостатки представления целых форматов.

 Решение задач.

4

25.10

30.10

16

Экспоненциальная (с плавающей запятой) форма записи  чисел. Шестнадцатеричная запись форматов чисел экспоненциальной формы. Нормализованная форма записи чисел с плавающей запятой.

Преимущества и недостатки формата  с плавающей запятой.

 Решение задач.

4

1.11

13.11

17

Прямой, обратный,  дополнительный коды целых чисел.  Действия с кодами.

6

17.11

20.11

24.11

 

 

Контрольная работа  № 2 по теме «Обработка числовых данных в компьютере».

2

27.11

 

 

Работа над ошибками в контрольной работе.

2

1.12 

 

Алгоритм, его свойства, базовые алгоритмические структуры. Создание компьютерных программ .

0

 

18

Понятие алгоритма: свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, система команд исполнителя.  Способы записи алгоритма.

Объекты алгоритмов. Понятие константы. Понятие переменной.

2

 

19

Массивы (таблицы) как способ представления информации.

2

 

20

Базовые  алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке схем. Блоки языка схем.

2

 

21

Линейная структура алгоритмов. Запись алгоритмов линейной структуры на языке схем.

2

 

22

Разветвляющаяся структура алгоритмов. Запись алгоритмов с ветвлением на языке схем.

2

 

23

Алгоритмы циклической структуры. Запись на языке схем циклических алгоритмов.

2

 

24

Циклические алгоритмы с ветвлением. Запись алгоритмов на языке схем.

2

 

 

Контрольная работа №3 по теме «Запись алгоритмов на языке схем».

2

 

25

Клавиатура персонального компьютера.

2

 

26

Главный объект программирования – переменная.

Алфавит языка QBASIC. Типы данных  в языке QBASIC.

2

 

27

Понятие оператора и программы. Комментарии.

Арифметические операции. Встроенные математические функции. Правила записи арифметических выражений.

2

 

28

Практическая работа по записи арифметических выражений.

2

 

29

Реализация линейных алгоритмов на языке  QBASIC. Операторы присваивания, ввода данных с клавиатуры, вывода данных на экран монитора.

2

 

30

Решение задач: запись линейных алгоритмов с простыми переменными на языке QBASIC. Этапы создания  программы.

2

 

31

Линейные программы с массивами. Операторы объявления и заполнения массивов. Решение задач: запись линейных алгоритмов с индексированными переменными на языке QBASIC.

2

 

 

Контрольная работа №3 по теме «Создание программ линейной структуры на языке QBASIC»

2

 

32

Запись  разветвляющихся алгоритмов на языке QBASIC. Два типа операторов ветвления.

2

 

33

Запись условия в операторах ветвления. Логические операции. Вычисление значения логического выражения. Особенности отладки программ, реализующих алгоритмы с ветвлением.

2

 

34

Операторы безусловного перехода и выбора. Решение задач.

2

 

35

Решение задач: реализация разветвляющихся алгоритмов с простыми и индексированными переменными. Написание, ввод, отладка, тестирование.

4

 

 

Контрольная работа №4 по теме «Реализация разветвляющихся алгоритмов».

2

 

36

Реализация циклических алгоритмов на QBASIC. Циклы с определяемым числом повторений. Оператор цикла с определяемым числом повторений.

2

 

37

Запись алгоритмов, содержащих циклы с определяемым числом повторений на языке QBASIC.

4

 

38

Циклы с неизвестным числом повторений ( циклы «по условию»). Операторы для реализации циклов с неизвестным числом повторений.

2

 

39

 Запись алгоритмов, содержащих циклы с неизвестным числом повторений с простыми и индексированными переменными на языке . QBASIC

4

 

 

 

 

Контрольная работа №5 о теме «Реализация циклических алгоритмов разных типов».

2

 

40

Ввод и вывод  одномерных и двумерных массивов (в виде таблицы) на экран.

2

 

41

Сортировка массивов. Два способа сортировки одномерных массивов.

4

 

42

Решение формализованных задач с одномерными массивами.

2

 

43

Решение формализованных задач с двумерными массивами.

2

 

 

Контрольная работа №6 по теме «Решение формализованных задач с двумерными и одномерными массивами».

2

 

44

Решение неформализованных задач с одномерными массивами. Информационные модели. Табличные информационные модели.

2

 

 

Контрольная работа №6 по теме «Решение неформализованных задач с одномерными массивами».

2

 

45

Решение неформализованных задач с двумерными массивами.

2

 

46

Магистрально- модульный принцип построения компьютера. Магистраль. Процессор и оперативная память.

1

 

47

Аппаратная реализация компьютера. Системный блок. Внешняя память. Устройства ввода-вывода информации.

1

 

48

Операционная система: назначение и состав. Загрузка операционной системы.

2

 

49

Графический интерфейс Windows. Программная обработка данных.

2

 

50

Файлы и файловая система. Логическая структура дисков.

2

 

51

Прикладное программное обеспечение. Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных. Компьютерные вирусы, их типы. Антивирусные программы.

2

 

52

Объектно-ориентированное программирование: объект, свойства объекта, операции над объектом.

2

 

 

ИТОГО

 

136

 

 

 

11 класс (136 часа)

 

№№

ТЕМА

ЧАСЫ

ДАТА

 

Алгоритм, его свойства, базовые алгоритмические структуры. Создание компьютерных программ . (продолжение).

0

 

1

Техника безопасности в кабинете информатики.

Повторение: типы данных, объявление типов данных. Простые и индексированные переменные. Основные операторы QBASIC.

10

4.09

6.09

11.09

13.09

18.09

2

Символьные данные. Операции над символьными данными. Встроенные символьные функции.

8

20.09

25.09

27.09

2.10

3

Решение задач на обработку символьных данных.

4

4.10

9.10

 

Контрольная работа №1 по теме «Обработка символьных данных».

2

11.10

4

Символьные массивы. Решение задач с обработкой одномерных и двумерных символьных массивов.

6

16.10

18.10

23.10

5

Файлы. Общие понятия. Файлы прямого и последовательного доступа. Операторы и функции для работы с файлами в QBASIC.

2

25.10

30.10

6

Графические операторы QBASIC.

2

1.11

7

Программы с формированием сложных графических объектов.

4

13.11

15.11

 

Контрольная работа №3 по теме «Графические возможности QBASIC»

2

20.11

 

8

Вспомогательные алгоритмы. Подпрограммы в QBASIC. Постановка задачи: содержательная постановка задачи, математическая постановка задачи, формализация задачи.

2

22.11

9

Разработка программ с подпрограммами.

4

27.11

29.11

 

Контрольная работа №4 по теме «Вспомогательные алгоритмы».

2

4.12

10

Структурный подход к программированию. Основные положения и методика составления алгоритмов. Разработка программ методом последовательной детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх).

2

6.12

11

Выбор темы зачётной задачи. Разработка сценария зачётной задачи.

2

11.12

12

Создание титульного экрана зачётной задачи. Примеры перехода к новому экрану.

4

13.12

18.12

13

Примеры оформления экрана – меню зачётной задачи. Создание экрана с меню зачётной задачи.

2

20.12

14

Создание подпрограмм для зачётной задачи. Оформление вызова подпрограмм в зачётной задаче.

26

25.12

-

19.02

15

Тестирование зачётной задачи.

2

21.02

16

Сдача зачётной задачи.

2

26.02

 

Применение компьютера.

0

 

17

Применение компьютера. Вычисление приближённого корня уравнения. Метод деления отрезка пополам.

2

28.02

18

Вычисление приближённого корня уравнения. Метод итераций.

2

5.03

 

Контрольная работа № 5 по теме «Поиск приближённых корней уравнений».

2

7.03

19

Вычисление определённого интеграла методом трапеций.

2

12.03

20

Вычисление площади фигур методом Монте-Карло. Вычисление приближённого значения числа π.

2

14.03

21

Создание задачи «Построения графиков функций».

2

19.03

22

Создание задачи для анализа математической функции: постановка,  сценарий, подпрограммы, главная программа.

4

21.03

2.04

 

 Основы логики и логические основы ЭВМ.

0

 

23

Формы мышления. Алгебра высказываний.

2

4.04

24

Логические выражения и таблицы истинности.

4

9.04

11.04

25

Логические функции.

2

16.04

26

Логические законы и правила преобразования логических функций.

2

18.04

27

Решение задач на преобразование логических функций.

4

23.04

25.04

 

Контрольная работа №6 по теме «Преобразование логических функций».

2

30.04

28

Решение логических задач.

4

2.05

7.05

29

Логические основы устройства компьютера: базовые элементы.  Сумматор двоичных чисел. Триггер.

2

12.05

 

Моделирование и формализация. Информатизация общества.

0

 

30

Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация.

2

14.05

31

Системный подход к моделированию. Типы информационных моделей.

2

16.05

32

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических моделей.

2

21.05

33

Биологические модели.  Геоинформационные модели. Оптимизационное моделирование в экономике. Экспертные системы распознавания химических элементов. Информатизация общества.

4

23.05

24.05

 

 

 

 

 

 

Итого:

136

 

 

Hosted by uCoz