ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценки качества образования
Московской области
(утверждено приказом Министерства образования Московской области от 29 октября № 1837)
1. Общие положения
1.1. Настоящее «Положение о системе оценки качества образования Московской области» (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества образования Московской области, ее организационную и функциональную структуру.
1.2. Положение распространяется на органы управления образованием регионального и муниципального уровней и образовательные учреждения всех типов и видов, расположенные на территории Московской области и имеющие государственную аккредитацию.
1.3. Деятельность системы оценки качества образования Московской области строится в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Московской области, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.
1.4. Система оценки качества образования Московской области представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования Московской области.
1.5. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования Московской области являются:
- обучающиеся и их родители;
- органы законодательной и исполнительной власти Московской области;
- государственные и муниципальные органы управления образованием;
- учредители образовательных учреждений;
- образовательные и научные учреждения;
- работодатели и их объединения;
- общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.
1.6. Диагностические и оценочные процедуры в рамках системы оценки качества образования Московской области проводятся с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ). Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур оценки качества образования.
1.7. В Положении используются следующие термины:
- Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
- Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
2. Основные цели, задачи и принципы функционирования системы оценки качества образования Московской области
2.1.Целями системы оценки качества образования Московской области являются:
- создание единой системы диагностики и контроля состояния образования в Московской области, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в регионе;
- получение объективной информации о состоянии качества образования в Московской области, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;
- обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;
- принятие обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней.
2.2.Задачами системы оценки качества образования в Московской области являются:
- формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующие ступени обучения;
- оценка состояния и эффективности деятельности образовательных учреждений, муниципальных и областной образовательных систем;
- оценка качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;
- выявление факторов, влияющих на качество образования;
- разработка учебно-методических материалов для подготовки специалистов по оценке различных аспектов качества образования;
- содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;
- содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
2.3.В основу системы оценки качества образования Московской области положены принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
- оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления областной системой образования;
- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- сопоставимости системы показателей с федеральными и международными аналогами;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.
3. Организационная структура системы оценки качества образования Московской области
3.1. Организационно-управленческая характеристика системы оценки качества образования Московской области.
В структуре СОКО МО выделяются следующие элементы:
1) Министерство образования Московской области;
2) ГОУ ВПО МО «Академия социального управления»;
3) ГОУ ВДО МО «Педагогическая академия последипломного образования»;
4) органы управления образованием муниципальных районов и городских округов;
5) образовательные учреждения, действующие в системе образования Московской области;
6) общественные институты (Общественный совет по развитию образования в Московской области, Ассоциация экспертов в сфере образования и др.)
3.2. Функциональная характеристика системы оценки качества образования Московской области
3.2.1. Министерство образования Московской области:
1) осуществляет государственную политику в сфере образования, обеспечивающую с учетом региональных особенностей Московской области сохранение и развитие единого образовательного пространства; необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования; государственную поддержку обучения и развития детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей с ограниченными возможностями на территории Московской области; удовлетворение потребности Московской области в квалифицированных кадрах;
2) формирует стратегию развития сферы образования, создает новые учреждения и открывает новые специальности высшего, среднего и начального профессионального образования;
3) координирует деятельность организаций системы образования;
4) разрабатывает и утверждает региональные требования к содержанию образования, учебным планам и программам;
5) анализирует состояние и тенденции развития системы образования Московской области; разрабатывает и представляет Правительству Московской области программы развития образования в Московской области и организует их выполнение;
6) организует разработку национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов и создает условия для их реализации;
7) взаимодействует с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере образования, защиты прав и законных интересов детей;
8) осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и предоставление государственной статистической отчетности в сфере образования;
9) осуществляет в пределах своей компетенции лицензирование на ведение образовательной деятельности государственных образовательных учреждений Московской области, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений в Московской области;
10) в пределах своей компетенции организует и проводит государственную аккредитацию образовательных учреждений в установленном законодательством порядке;
11) организует проведение аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений Московской области, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений в Московской области;
12) определяет в установленном порядке перечень профессий и специальностей, по которым ведется необходимая профессиональная подготовка и профессиональное образование на территории Московской области.
13) осуществляет научно-методическое обеспечение итоговой государственной аттестации и контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами в порядке, установленном законодательством;
14) обеспечивает организацию подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений Московской области и муниципальных образовательных учреждений в Московской области;
15) организует и проводит областные предметные олимпиады, смотры, конкурсы, ярмарки, фестивали, выставки, физкультурно-спортивные и другие мероприятия;
16) организует систему информационного и научно-методического обеспечения подведомственных государственных образовательных учреждений Московской области, муниципальных органов управления образованием Московской области, органов опеки и попечительства, издание учебной и методической литературы;
17) создает при Министерстве научные, общественные и другие советы и комиссии, экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития образования и научной деятельности;
18) осуществляет надзор и контроль в сфере образования и исполнения государственных образовательных стандартов за образовательными учреждениями независимо от форм собственности (за исключением федеральных образовательных учреждений и высших учебных заведений), а также за деятельностью муниципальных органов управления образованием Московской области.
19) осуществляет нормативное правовое регулирование процедур оценки качества образования в части установления порядка и форм его проведения;
20) устанавливает порядок разработки и использования контрольно-измерительных материалов для оценки состояния муниципальных образовательных систем, образовательных учреждений, педагогических и руководящих работников, индивидуальных достижений обучающихся;
21) утверждает комплекс показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Московской области;
22) утверждает регламенты организации информационных потоков для пользователей системы оценки качества образования Московской области по вертикали и по горизонтали;
23) принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования;
24) обеспечивает проведение общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии управленческих решений в области оценки качества образования.
3.2.2. ГОУ ВПО МО «Академия социального управления»
Центр качества образования:
1) разрабатывает методики оценки качества образования;
2) разрабатывает систему показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Московской области;
3) проводит мониторинговые, социологические и статистические исследования по вопросам качества образования;
4) разрабатывает методику и организует проведение рейтинговой оценки работы образовательных учреждений и их систем;
5) обеспечивает научное, методическое, организационно-технологическое сопровождение оценки качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе лицензирование и аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогических и руководящих кадров, надзорно-контрольная деятельность;
6) участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в Московской области;
7) организует систему мониторинга качества образования на территории Московской области, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития системы образования в Московской области, анализирует результаты оценки качества образования;
8) организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования Московской области;
9) обеспечивает информационную поддержку системы оценки качества образования Московской области;
10) проводит подготовку специалистов органов управления образованием, работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
11) разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы контроля и оценки качества образования, участвует в этих мероприятиях;
12) содействует обновлению нормативно-правовой базы документов Московской области, относящейся к обеспечению качества образования;
13) проводит анализ образовательной и социальной эффективности функционирования сети образовательных учреждений общего и дополнительного образования, разрабатывает предложения по ее оптимизации;
14) изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития систем оценки качества образования.
15) проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся в учреждениях общего и дополнительного образования и формирует предложения по их совершенствованию;
16) оказывает консалтинговые услуги по вопросам создания, функционирования и развития систем оценки качества образования, проведения процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников, проведения мониторинговых и социологических исследований.
Центр развития профессионального образования:
1) участвует в разработке методики оценки качества образования в части начального и среднего профессионального образования;
2) участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Московской области в части начального и среднего профессионального образования;
3) участвует в проведении мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования в части начального и среднего профессионального образования;
4) участвует в разработке методики и организации проведения рейтинговой оценки работы образовательных учреждений и их систем в части начального и среднего профессионального образования;
5) участвует в обеспечении научного, методического, организационно-технологического сопровождения оценки качества образования по стандартизированным процедурам в части начального и среднего профессионального образования, в том числе лицензирование и аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогических и руководящих кадров, надзорно-контрольная деятельность;
6) участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в Московской области в части начального и среднего профессионального образования;
7) участвует в организации системы мониторинга качества образования на территории Московской области, анализирует результаты оценки качества образования в части начального и среднего профессионального образования;
8) участвует в обеспечении информационной поддержки системы оценки качества образования Московской области в части начального и среднего профессионального образования;
9) проводит подготовку специалистов органов управления образованием, работников учреждений начального и среднего профессионального образования и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
10) разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы контроля и оценки качества профессионального образования, участвует в этих мероприятиях;
11) содействует обновлению нормативно-правовой базы документов Московской области, относящейся к обеспечению качества образования в части начального, среднего и высшего профессионального образования;
12) организует и координирует проведение маркетинговых исследований учреждениями начального и среднего профессионального образования;
13) проводит анализ образовательной и социальной эффективности функционирования сети образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и разрабатывает предложения по ее оптимизации;
14) проводит экспертизу учебно-программной документации учреждений начального и среднего профессионального образования (профессиограмм, учебных планов, учебных программ);
15) проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования и формирует предложения по их совершенствованию;
16) оказывает консалтинговые услуги по вопросам технологии маркетинговой деятельности, развития содержания образования, профессиографической деятельности, проектирования учебно-программной документации, аттестации педагогических и руководящих работников, аттестации учащихся в части начального и среднего профессионального образования;
Центр стратегических разработок
1) анализирует ход, результаты и эффективность выполнения Областной целевой программы развития образования, представляет по итогам анализа соответствующие отчеты;
2) разрабатывает исследовательские методики и аналитические инструменты для изучения состояния дел в системе образования и других секторах социальной сферы;
3) осуществляет сбор информации о состоянии и тенденциях изменения системы образования, управления ею и их основных подсистем в рамках практико-ориентированной исследовательской работы по конкретной профильной тематике;
4) проводит на основе информации, полученной в ходе исследований, а также информации, предоставляемой заказчиками, анализ ситуации для подготовки и принятия управленческих решений стратегического характера;
5) готовит аналитические доклады, справки и записки по ключевым вопросам развития системы образования и системы управления ею;
6) анализирует и экспертирует стратегические документы образовательных учреждений и их систем с предоставлением аргументированных экспертных заключений;
7) изучает, обобщает и распространяет лучший опыт по профилю работы Центра, прежде всего – опыт управления;
8) оказывает консалтинговые услуги руководителям и специалистам сферы образования по актуальным вопросам стратегического управления в образовании, общим вопросам образовательного менеджмента, ключевым проблемам структуры и содержания образования и т.д.);
9) разрабатывает методические рекомендации по подготовке стратегических документов (программ развития, программ информатизации и т.д.), по развитию инновационной и экспериментальной деятельности в области управления; проектной деятельности и управлению проектами;
10) выполняет функции научно-методического Центра области по координации содержания обучения управленческих кадров системы образования в области стратегического, программно-целевого, проектного управления, государственно-общественного управления в системе образования, экономики и финансов образования;
11) организует и проводит повышение квалификации руководителей образовательных учреждений и их систем в области стратегического, программно-целевого, проектного управления, государственно-общественного управления в системе образования, экономики и финансов образования;
12) содействует становлению, развитию и организационному оформлению в Московской области сообщества специалистов в области управления, анализа, экспертизы, консультирования;
13) содействует созданию, развитию, обучению и сопровождению муниципальных стратегических команд развития образования;
14) разрабатывает и внедряет в практику региональную модель сопровождения интеллектуально одаренных детей;
15) содействует разработке и реализации муниципальных моделей и программ работы с одаренными детьми.
Региональный центр обработки информации:
1) обеспечивает информационную поддержку работы государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) Московской области, органов управления образованием, образовательных учреждений в части подготовки, проведения и анализа результатов ЕГЭ;
2) обеспечивает информационное взаимодействие ГЭК Московской области с федеральными организациями, ответственными за проведение ЕГЭ.
3) обеспечивает организационно-технологического сопровождения проведения ЕГЭ на территории Московской области;
4) создает и ведет региональные базы данных образовательных учреждений;
5) создает и ведет базы данных участников ЕГЭ;
6) организует обработку бланков ЕГЭ;
7) создает и ведет базы данных результатов ЕГЭ по Московской области;
8) готовит аналитическую информацию об итогах организации и проведения единого государственного экзамена в Московской области;
9) получает, хранит и комплектует по пунктам проведения ЕГЭ КИМы для проведения ЕГЭ по заявленным предметам;
10) обеспечивает информационную безопасности проведения ЕГЭ.
3.2.3. ГОУ ВДО МО «Педагогическая академия последипломного образования»;
1) осуществляет повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров;
2) разрабатывает учебники, учебные и учебно-методические пособия по общеобразовательным дисциплинам;
3) принимает участие в организации и проведении конкурсов «Педагог года Подмосковья», «Лучшая школа Подмосковья»;
4) организует и проводит областной этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе, праву, экономике, основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний;
5) принимает участие в научно-методическом сопровождении аттестации педагогических и руководящих работников;
6) осуществляет экспертизу образовательных программ;
7) содействует обеспечению эффективной диссеминации инновационного опыта учителей и школ-победителей национального проекта «Образование» в Московской области.
3.2.4. Органы управления образованием муниципальных районов и городских округов:
1) разрабатывают и реализуют программы развития образовательной системы муниципального образования, включая развитие муниципальной системы оценки качества образования;
2) участвуют в разработке методики оценки качества образования;
3) участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития муниципальной системы образования и системы образования Московской области;
4) обеспечивают проведение в муниципальном образовании мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных процедур в муниципальных образовательных учреждениях;
5) участвуют в разработке методики и организуют проведение рейтинговой оценки работы муниципальных образовательных учреждений;
6) организуют систему мониторинга качества образования на территории муниципального образования, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования, анализируют результаты оценки качества образования на муниципальном уровне;
7) организуют изучение информационных запросов основных пользователей муниципальной системы оценки качества образования;
8) определяют способы организации информационных потоков для пользователей системы оценки качества образования Московской области на муниципальном уровне;
9) обеспечивают информационную поддержку муниципальной системы оценки качества образования;
10) содействуют проведению подготовки специалистов органов управления образованием, работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
11) разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование муниципальной системы оценки качества образования, участвуют в этих мероприятиях;
12) формируют муниципальную нормативно-правовую базу документов, относящихся к обеспечению качества образования;
13) проводят анализ образовательной и социальной эффективности функционирования муниципальной сети образовательных учреждений, разрабатывают предложения по ее оптимизации;
14) изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития муниципальной системы оценки качества образования.
15) проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся в муниципальных образовательных учреждениях и формируют предложения по их совершенствованию;
16) осуществляют ресурсную поддержку функционирования муниципальной системы оценки качества образования;
17) принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на муниципальном уровне.
3.2.5. Образовательные учреждения:
1) разрабатывают и реализуют программы развития образовательного учреждения, включая развитие системы оценки качества образования образовательного учреждения;
2) участвуют в разработке методики оценки качества образования;
3) участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования и системы образования Московской области;
4) обеспечивают проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
5) участвуют в разработке методики и обеспечивают проведение рейтинговой оценки работы образовательного учреждения в составе муниципального образования;
6) организуют систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
7) организуют изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования образовательного учреждения;
8) обеспечивают предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования Московской области;
9) обеспечивают информационную поддержку системы оценки качества образования образовательного учреждения;
10) содействуют проведению подготовки работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
11) разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования образовательного учреждения, участвуют в этих мероприятиях;
12) формируют нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательном учреждении;
13) изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования образовательного учреждения;
14) проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся образовательного учреждения и формируют предложения по их совершенствованию;
15) принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.
3.2.6. Общественные институты:
1) содействуют определению стратегических направлений развития системы образования в Московской области;
2) содействуют реализации принципа и механизмов межведомственного взаимодействия при реализации программ развития системы образования;
3) содействуют реализации принципа общественного участия в управлении образованием в Московской области;
4) готовят предложения по формированию приоритетных направлений стратегии развития системы образования в Московской области;
5) осуществляют общественный контроль за качеством образования и деятельностью образовательных учреждений в Московской области в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
6) инициируют и участвует в организации конкурсов образовательных программ, учебных и методических пособий, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий, студенческих научных работ по общему образованию;
7) принимают участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования Московской области;
8) принимают участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования и системы образования Московской области;
9) принимают участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе в лицензировании и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников, экспертизе материалов в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;
10) принимают участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках системы оценки качества образования Московской области.