«Согласовано» «Утверждаю»
«16» апреля 2008 г. «16» апреля 2008г.
председатель муниципального начальник Управления
государственно-общественного Совета образования Администрации
развития образования г. Жуковского г. Жуковского
______________ Э.И. Комарова _______________Н.Ф. Гриднева
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценки качества образования
города Жуковского
1. Общие положения
1.1. Настоящее «Положение о системе оценки качества образования города Жуковского» (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества образования города Жуковского, ее организационную и функциональную структуру.
1.2. Положение распространяется на Управление образования Учебно-методический центр и образовательные учреждения всех типов и видов, расположенные на территории города Жуковского и имеющие государственную аккредитацию.
1.3. Деятельность системы оценки качества образования города Жуковского строится в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Московской области, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.
1.4. Система оценки качества образования города Жуковского представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования города Жуковского.
1.5. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования являются:
- обучающиеся и их родители;
- органы законодательной и исполнительной власти города, органы исполнительной власти Московской области;
- государственные, региональные, муниципальные органы управления образованием;
- учредители образовательных учреждений;
- образовательные и научные учреждения;
- общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.
1.6. Диагностические и оценочные процедуры в рамках системы оценки качества образования города Жуковского проводятся с привлечением профессиональных и общественных экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур оценки качества образования.
1.7. В Положении используются следующие термины:
- Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
- Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
2. Основные цели, задачи и принципы функционирования системы оценки качества образования города Жуковского.
2.1.Целями системы оценки качества образования являются:
- создание единой системы диагностики и контроля состояния образования в городе Жуковском, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в регионе;
- получение объективной информации о состоянии качества образования в городе Жуковском, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;
- обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;
- принятие обоснованных управленческих решений.
2.2.Задачами системы оценки качества образования в городе Жуковскоме являются:
- формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующие ступени обучения;
- оценка состояния и эффективности деятельности образовательных учреждений, муниципальной образовательной системы;
- выявление факторов, влияющих на качество образования;
- разработка учебно-методических материалов для подготовки специалистов по оценке различных аспектов качества образования;
- содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;
- содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
2.3.В основу системы оценки качества образования города Жуковского положены принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
- оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления муниципальной системой образования;
- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- сопоставимости системы показателей с федеральными, региональными и международными аналогами;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.
3. Организационная структура системы оценки качества образования города Жуковского:
3.1. Организационно-управленческая характеристика системы оценки качества образования:
В структуре выделяются следующие элементы:
1) Управление образования Администрации города Жуковского;
2) Учебно-методический центр;
3) образовательные учреждения города;
4) общественные институты.
На основании «Положения о системе оценки качества образования Московской области» Управление образования взаимодействует с:
1) Министерством образования Московской области;
2) ГОУ ВПО МО «Академия социального управления»;
3) ГОУ ВДО МО «Педагогическая академия последипломного образования»;
3.2. Функциональная характеристика системы оценки качества образования города Жуковского.
3.2.1 Управление образования Администрации города:
1) разрабатывает и реализует программы развития образовательной системы муниципального образования, включая развитие муниципальной системы оценки качества образования;
2) участвует в разработке методики оценки качества образования;
3) участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития муниципальной системы образования;
4) обеспечивает проведение мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных процедур в муниципальных образовательных учреждениях;
5) участвует в разработке методики и организуют проведение рейтинговой оценки работы муниципальных образовательных учреждений;
6) организует систему мониторинга качества образования на территории муниципального образования, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования, анализируют результаты оценки качества образования на муниципальном уровне;
7) организует изучение информационных запросов основных пользователей муниципальной системы оценки качества образования;
8) обеспечивает информационную поддержку муниципальной системы оценки качества образования;
9) содействует проведению подготовки специалистов органов управления образованием, работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
10) разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование муниципальной системы оценки качества образования, участвует в этих мероприятиях;
11) формирует муниципальную нормативно-правовую базу документов, относящихся к обеспечению качества образования;
12) проводит анализ образовательной и социальной эффективности функционирования муниципальной сети образовательных учреждений, разрабатывает предложения по ее оптимизации;
13) изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития муниципальной системы оценки качества образования.
14) проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся в муниципальных образовательных учреждениях и формирует предложения по их совершенствованию;
15) принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования на муниципальном уровне.
3.2.2. Учебно-методический центр методический центр:
- участвует в проведении социологических и статистических исследований по вопросам качества образования на муниципальном уровне;
-принимает участие в организационно-технологическом и информационно-методическом сопровождении процедур оценки качества образования в городе;
- участвует в разработке и создании программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования;
- осуществляет сбор, хранение и статистическую обработку информации о состоянии и динамике развития системы образования в городе;
- обеспечивает информационную поддержку СОКО;
- использует результаты мониторинговых исследований в рамках СОКО для определения приоритетных направлений повышения профессиональной компетентности педагогов, осуществляет повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров;
- принимает участие в научно-методическом сопровождении аттестации педагогических и руководящих работников;
- осуществляет экспертизу образовательных программ;
- принимает участие в организации и проведении городских конкурсов профессионального мастерства педагогов, городских смотров – конкурсов учебных, методических кабинетов, школьных библиотек и прочих конкурсов, направленных на стимулирование развития муниципальной системы образования;
- организует и проводит городской этап Всероссийской олимпиады школьников по предметам;
- разрабатывает и реализует городскую модель и программу работы с одаренными детьми;
- разрабатывает и реализует программы эффективного распространения и внедрения инновационного опыта учителей и школ-победителей национального проекта «Образование» в г.о. Коломна.
3.2.3. Образовательные учреждения:
1) разрабатывают и реализуют программы развития образовательного учреждения, включая развитие системы оценки качества образования образовательного учреждения;
2) участвуют в разработке методики оценки качества образования;
3) участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования;
4) обеспечивают проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
5) участвуют в разработке методики и обеспечивают проведение рейтинговой оценки работы образовательного учреждения в составе муниципального образования;
6) организуют систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
7) организуют изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования образовательного учреждения;
8) обеспечивают предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования;
9) обеспечивают информационную поддержку системы оценки качества образования образовательного учреждения;
10) содействуют проведению подготовки работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
11) разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования образовательного учреждения, участвуют в этих мероприятиях;
12) формируют нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательном учреждении;
13) изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования образовательного учреждения;
14) проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся образовательного учреждения и формируют предложения по их совершенствованию;
15) принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.
3.2.3.Общественные институты:
1) содействуют определению стратегических направлений развития системы образования в городе Жуковском;
1) содействуют реализации принципа и механизмов межведомственного взаимодействия при реализации программ развития системы образования;
2) содействуют реализации принципа общественного участия в управлении образованием в городе;
3) готовят предложения по формированию приоритетных направлений стратегии развития системы образования в городе;
4) осуществляют общественный контроль за качеством образования и деятельностью образовательных учреждений города в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
5) инициируют и участвуют в организации конкурсов образовательных программ, учебных и методических пособий, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий, студенческих научных работ по общему образованию;
6) принимают участие в формировании информационных запросов основных пользователей муниципальной системы оценки качества обазования;
7) принимают участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования;
8) принимают участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе в лицензировании и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников, экспертизе материалов в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;
9) принимают участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках системы оценки качества образования города Жуковского.