Я, Куликова Елена Дмитриевна, преподаю предмет «Информатика и ИКТ» в старших классах МОУ школа №2 г. Жуковского.  Профиль этих классов – «информационно – технологический». Наша школа первой в городе открыла профильные классы. Выбор профиля был не случайным: на протяжении нескольких лет мы сотрудничали с одной из компаний группы компаний «STINS COMAN» - Академией информационных систем (АИС). Я, как учитель информатики и инженер – математик по специальности, а так же, как заместитель директора по научной работе в школе, участвовала в совместной с АИС установке новых, современных компьютеров в школе и организации компьютерных курсов для детей и, в дальнейшем, для взрослых.

Были организованы курсы, имеющие программы по формированию компьютерной и информационно – технологической грамотности: курсы для  начинающего пользователя, «продвинутого» пользователя; курсы, обучающие владению средствами компьютерной графики; курсы, обучающие сайтостроению; курсы для  разработчиков и сопровождающих базы данных; курсы по программированию на языке СИ.

На курсах преподавали сотрудники авиационных научно – исследовательских предприятий Жуковского, преподаватели учебных институтов  Жуковского и преподаватели Академии информационных систем «STINS COMAN». На курсах учились не только учащиеся нашей школы и других школ города, сотрудники предприятий Жуковского, но и учителя. В нашей школе были созданы все условия для организации профильного обучения с курсами информационного профиля: два современных компьютерных класса, учителя, владеющие знаниями по определённым специализированным компьютерным курсам.

Профильными курсами программы информационно – технологического класса являются математика и информатика и ИКТ. Моя специальность по диплому – инженер – математик, специализация учебной группы – прикладная математика. Закончила я – МЭИ (ТУ), факультет автоматики и вычислительной техники в 1979 году. До 1992 года я работала ведущим программистом системы управления полётом в реальном масштабе времени, администратором базы данных в ЦИО СМ Российской Федерации. Имея большой опыт работы по разным направлениям использования ЭВМ, я создала авторскую программу курса информатики и ИКТ, которая соответствовала образовательному стандарту по информатике, содержала  расширенное изучение тем, связанных с развитием алгоритмического мышления и освоением программирования на алгоритмическом язык.

 

1.Метод проектов – один из продуктивных методов обучения информатике в профильной школе.

Перед учителем, работающим в профильных классах, нередко встаёт проблема - как оптимально организовать деятельность учащихся на своих занятиях, чтобы повысить их продуктивность. И это в действительности так, ведь дети, выбравшие  профиль, в котором предусматривается более глубокое изучение информатики, приходят на уроки с целью углубить свои знания по данному предмету.  А  задача учителя создать все необходимые для этого условия. И начинать необходимо с формирования познавательного интереса к предмету изучения.

Из своего опыта работы в школе я могу утверждать, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой изучаемый  материал не вызовет у них познавательного интереса к предмету. А без него снижается и продуктивность занятия. Содержание, формы, методы и средства обучения, применяемые на уроке должны максимально учитывать индивидуальные особенности ученика и предпочитаемые им способы работы с учебным материалом.

В современном подходе к процессу обучения можно выделить много новых методов обучения, один из них – метод проектов. Е. С. Полат дает такое определение этому методу: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов». Как не иначе, как, не столкнувшись с конкретной проблемой, человек начинает действовать, искать пути её  решения, и ему при этом непроизвольно приходится познавать много нового. Именно это и позволяет повысить продуктивность занятий по изучаемому  предмету. 

Самым важным преимуществом метода  является то, что он предусматривает деятельность, направленную на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. Метод проектов даёт возможность сформировать умения работать в коллективе, коммуникативные навыки, он развивает у школьников творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин.

 Проектный метод используется как творческая, индивидуальная (групповая) деятельность учащихся на протяжении урока, недели, месяца или года. До появления профильной школы использовать метод проектов на уроках информатики было очень трудно. Малое количество учебных часов не позволяло  совместить изучение обязательного объёма информации  и заниматься созданием информационных задач .

Информационно – технологический профиль подразумевает четыре часа изучения информатики в неделю.  Это позволяет использовать метод проектов непосредственно на уроке. Он позволяет включить детей в  самостоятельную творческую работу, научить приобретать  знания самостоятельно, использовать полученные знания  для решения познавательных и практических задач.

Как уже говорилось ранее, метод проектов предполагает самостоятельную работу учащихся. Но всегда ли эта работа будет продуктивной?  Конечно, нет, если её вовремя не направить в нужное русло. А об этом должен позаботиться учитель. Он должен так организовать  учебное занятие, чтобы при самостоятельной работе над созданием проекта положительный результат был у всех учащихся без исключения. Самый эффективный способ, когда учитель меняет свой статус и выступает в роли консультанта. Давая консультации, он незаметно для учащихся, что очень важно, направляет их работу. Ну и, конечно же, важны в этой работе методы мотивации и стимулирования.

Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую и предоставить все возможные условия для её решения: учебная литература, сеть Интернет, мультимедийные продукты и др. Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий.

Какие же этапы проектной деятельности можно выделить?

В своей работе с учащимися мы выделяем следующие этапы создания проекта:

·        Выбор темы проекта.

·        Разработка сценария задачи – последовательности экранов, которые формирует задача.

·        Определение модульного состава задачи, на основе принципа последовательной детализации.

·        Реализация проекта.

·        Защита проекта (обсуждение проекта и процесса деятельности учащихся).

·        Опытная эксплуатация задачи.

Очень важным моментом является выбор темы проекта. В отдельных случаях учитель  должен стараться не навязывать  свою  тему. Важно, чтобы юные создатели задач – проектов знали, что эти задачи будут востребованы. Поэтому я предлагала учащимся создавать обучающие задачи по программам школьных курсов. Наибольшей популярностью пользовался курс ОБЖ для начальной школы. Учебники курса содержали много ярких схематически выполненных рисунков и весёлых стихов.

Мои ученики создавали задачу – проект в одиннадцатом классе. К этому времени они умели уверенно программировать, используя средства алгоритмического языка, отлаживать программы. Конечно, у меня было очень много работы, так как «анимационные элементы» задач были часто трудны для реализации учениками. Я старалась реализовать всё придуманное учениками, подключая и их к активной работе.

Каждый ученик работал над проектом индивидуально или в микрогруппе и темы были распределены между ними таким образом,  что каждый последующий проект  в какой то мере дополнял предыдущий. Результат работы класса был сглаженным и взаимосвязанным. Каждый участник проекта чувствовал важность  работы, и при этом получал удовлетворение своим трудом.

Далее участники проекта приступают к реализации намеченного плана. Учитель должен при этом выполнять функции руководителя и соучастника проектной работы, создавать организационные условия для изучения учащимися различных источников информации с целью расширения знаний по данной проблеме.

В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. В этом виде деятельности формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого участника проекта.

Следующий этап – защита проекта. Он предусматривает ознакомление с готовым продуктом учителя и всех учеников класса. Лучше всего её проводить в форме презентации при помощи мультимедийного проектора. Учащиеся должны рассказать о причинах и актуальности данной темы, доказать правильность выбранной структуры задачи - пректа, её оригинальность, описать проблемы, возникшие при создании проекта и пути их реализации.

Деятельность учащихся по созданию проекта будет для учащегося значима особенно тогда, когда он видит результаты своего труда и их оценку. Поэтому учитель должен оценить работу и сделать её краткий анализ  желательно совместно со всеми учениками класса. Если работа над проектом проводилась в микрогруппе, то важно проводить промежуточный контроль, который очень удобно заносить в специальную карту наблюдения, созданную для каждой группы. Оценка в большей степени должна выставляться не за воспроизведение  пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение.

Следующий завершающий этап – опытная эксплуатация задачи. Учителя школы проводили предметные уроки с использованием обучающих задач – проектов моих учеников. Например, на уроках алгебры при изучении свойств математических функций учителя математики использовали программу Поисова Дмитрия «Алгебра. Свойство функций». Могу с гордость сказать, что в настоящее время Дмитрий работает руководителем отдела программирования одного из авиационных НИИ. Задача, созданная им в школе, по сути, определила его профессиональное будущее

На уроках информатики, при изучении темы обработки числовых массивов я пользуюсь разработкой Малыгиной Юлии «Числовые массивы». В задаче даётся определение массивов, наглядно демонстрируется заполнение массивов, вывод на экран массивов в виде таблиц, даётся объяснение трёх способов сортировки массивов. Это не полный перечень всех алгоритмов, объясняемых и демонстрируемых в этой задаче.

Учителя начальной школы проводят уроки ОБЖ (интегрированный курс), используя интерактивные обучающие задачи, созданные учениками профильного информационно – технологического класса на уроках информатики.

На протяжении восемнадцати лет моей работы в школе ученики выпускного класса нашей школы создали задачи – проекты по литературе, истории, химии, геометрии, алгебре, информатике, английскому языку, биологии, географии

Каждая обучающая задача включает в себя тест, содержащий от пяти до десяти вопросов. В соответствии с процентом правильных ответов, автоматически выставляется оценка.

В приложении 2 представлены экраны проектов учащихся.

 

2.Элективных курсы класса информационно - технологического профиля.

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы.

Специфика содержания элективных курсов определяется рядом факторов. К числу важнейших из них следует отнести, следующие:

1.     интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, широкое использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания, при изучении практически всех предметов;

2.     значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы, приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда;

3.     исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира;

4.     интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека, позволяющая связать понятийный аппарат естественных, гуманитарных и филологических учебных дисциплин.

Существенное значение для формирования научного мировоззрения школьников имеет раскрытие при изучении информатики роли новых информационных и коммуникационных технологий в развитии общества, изменение характера и содержания труда человека, предпосылок и условий перехода общества к постиндустриальному, информационному этапу его развития.

Элективные курсы по информатике могут обеспечить функциональную грамотность старшеклассников, их социальную адаптацию и социальную мобильность за счет активного использования современных информационных технологий, методов и средств информатики в тех областях, которые интересуют учащихся.

В приложении 2 приведены учебные планы информационно – технологического класса.

В одном из элективных  курсов  изучаются принципы и методы цифровой обработки изображений с помощью графического редактора. Этот элективный курс имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий.

Элективный курс по созданию Web-сайтов для профильной подготовки учащихся является расширением темы «Передача информации в компьютерных сетях». Результатом занятий на этом курсе стало создание сайта школы:

В современном информационном обществе почти все профессии требуют уверенных навыков работы на персональном компьютере с базами данных и знания таких программ как Microsoft Access. Поэтому учащимся был предложен соответствующий элективный курс. Зачётной работой было  создание БД «Персонал школы».

В текущем учебном году состав элективных курсов информационно – технологического класса ориентирован на расширенную подготовку учащихся к экзаменам в форме ЕГЭ. На компьютерах школы установлены лицензионные интерактивные программы по русскому языку и математике. Проводятся уроки подготовки к ЕГЭ. Учителя и ученики школы отмечают эффективность введения данных курсов.

В приложении 1 представлены учебные планы профильного информационно технологического класса с 2007-08 по 2011-12 учебные годы.

Заключение.

Открытие классов с информационно – технологическим профилем послужило достижению цели профильного обучения - помочь ученику определиться с выбором будущей профессии или хотя бы того направления деятельности, которое его привлекает. Выпускники школы, закончившие профильные классы, успешно применяют знания, полученные в школе. Прикладные умения в области информационных технологий сегодня максимально востребованы на рынке труда. Практически все сферы профессиональной деятельности требуют знания ИТ. Более того, компьютеры прочно вошли в наш быт. Это Интернет, электронная почта, прямое интерактивное общение в чатах.

Актуальность создания информационно-технологического классов подтверждается тем, что современный уровень развития компьютерных и Интернет - технологий требует нового качества знаний и практических навыков во всех областях жизни от школьников до работающих специалистов. Прикладные умения в области информационных технологий сегодня максимально востребованы на рынке труда. Большинство профессий (продавец, кассир, бухгалтер, экономист, юрист, медик) на сегодняшний момент предполагают владение информационными технологиями. Мы представляем возможным реализацию предлагаемой программы в информационно-технологическом классе.

 

Hosted by uCoz